Главная » Статьи » Новости » Каталог Статей |
Чем являются 4X игры?
Понятие «жанр» важно во всех формах искусства и развлечений. И мир компьютерных игр в этом от них ничем не отличается – жанр все так же указывает на то, в какие рамки будет поставлен игрок, и какие задачи ему придется решать (таким образом, по жанру каждый поймет, какая именно игра ему понравится). По крайней мере, знание того, с чем предстоит столкнуться, сильно помогает игроку быстрее пройти обучение и перейти в мир чистого наслаждения игровым процессом. Но что может придать игре жанра “4X”? Каковы границы между жанром “4X” и другими компьютерными стратегиями? Насколько первоначальное определение жанра изменилось за 25 лет со времен его создания? Термин “4X” или «ХХХХ» в играх берет свое начало из статьи Алана Эмриха, в которой он делал обзор Microprose`s Master of Orion, и которая была опубликована в Computer Gaming World в 1993-м. Эмрих сказал, что четыре X-а – это буквы в четырех словах: eXplore (изучать), eXpand (расширяться), eXploit (использовать) и eXterminate (уничтожать). Это описание прижилось, и прошло уже 20 лет с того времени, как появился особый поджанр в компьютерных стратегиях, который получил название “4X”. Грубо говоря, элементы жанра “4X”, так или иначе, отображены в любой игре жанра и даже в других игровых сферах. Но если углубиться в изучение вопроса, то можно прийти к следующему определению всех четырех X:
eXplore - Изучение. Чтобы игра считалась “4X”, ключевым сегментом сюжета обязательно должна стать разведка игровой среды. Многие игры этого жанра имеют генератор случайных карт, чтобы у игрока постоянно был новый игровой мир для каждой сессии. Другие игры могут не иметь генератора, но в таком случае необходимо наличие специализированного редактора, с помощью которого можно было бы создавать новые миры и сюжеты, и делиться ими с игровым сообществом. Сама разведка может по-разному отображаться в каждой игре, но суть одна – без разведки не может быть достижения успеха. - Расширение. В жанре “4X” расширение имеет несколько традиционных форм. Первая, и самая простая форма – это развитие новых колоний и городов после перехода «бразд правления» в руки игрока. Расширение также может происходить за счет увеличения структуры и экономической власти в городах и колониях Империи игрока. И во многих современных играх “4X” появилась возможность развиваться не только экономически, но и политически, что благотворно влияет на интересность геймплея. И все эти формы ведут к одной общей цели – обогащении экономики и усилению влияния игрока на Империю, в результате чего появляется возможность развивать военные технологии и общие дипломатические соглашения. - Использование. Игра жанра “4X” по умолчанию должна подразумевать активное использование ресурсов, которые могут быть обнаружены за счет изучения и расширения империи игрока. Но в целом, понятие «использование» можно трактовать очень широко – к примеру, в серии Civilizationна стратегической карте можно видеть и экономические, и военные ресурсы, которые игрок должен контролировать для того, чтобы обогащать казну своих владений или создавать новые воинские части, или активно использовать торговые связи между государствами. Но в то же время, MasterofOrion 2 показывает более тонкий подход к делу – некоторые планеты в этой игре имеют более высокий потенциал для постройки зданий и заводов, чем другие. Поэтому, создав свою империю на слабых планетах, игрок не продвинется вперед настолько сильно, насколько мог бы, если бы строил заводы на более сильных и экономически обогащенных планетах. В любом случае, рамки жанра “4X” требуют, чтобы игрок использовал ресурсы в полную меру – иначе победа будет для него недостижимой. - Уничтожение. Бои, в той или иной форме, встречаются практически во всех играх жанра “4X”. Разумеется, механика боевых действий в стратегиях этого жанра немного различается – в некоторых играх бои имеют пошаговый характер, в то время как другие игровые миры предлагают возможность вести боевые действия в реальном времени. Встречаются даже некоторые “4X” игры, в которых бои полностью сведены до автоматики и не требуют вмешательства игрока – все рассчитывается лишь по мощности вооружения. Но в любом случае, бой – это одна из ключевых особенностей игр этого жанра. Но само разъяснение концепции “4X” весьма размытое, и есть еще множество важных особенностей, которые существенно отличают этот жанр от других стратегий. Итак, что еще должна иметь игра “4X”?
Другие аспекты Каждая игра “4X” имеет научно-исследовательский механизм. Вне зависимости от выбранных настроек и времени, после старта игры цивилизация игрока находится в темном неведении относительно науки, технологий, магии, культуры. И чтобы не отстать от соперников, игроку придется развивать свою империю до высокого уровня оснащения. Так сделано для того, чтобы игрок смог в полной мере ощутить, насколько непросто создавать свою империю «с нуля». Поэтому необходимо сосредоточить все усилия на обогащении цивилизации знаниями в области технологий, культуры, дипломатии и военного искусства, без чего победа будет недоступна. Кстати, насчет дипломатии. Это также важный элемент в любой “4X” игре. Многие ранние игры этого жанра имели ключевую особенность в виде необходимости создания стойких дипломатических договоренностей между империями. В самом начале у игрока выбор достаточно прост – он может торговать с империями ИИ, создавать союзы, воевать и просить мира. Но многие игры этого жанра получили усовершенствованную дипломатию, со своим шпионажем и органами совета ООН. Игрок вправе как создавать отношения, так и рушить их в течение длительного промежутка времени, а ИИ, в свою очередь, разрабатывается таким образом, чтобы хранить баланс сил долгое время. Что интересно, большинство игр “4X” практически исключает один «X» — «разрушение», предоставляя свободу выбора в плане достижения победы. В самом деле, многие игры этого жанра позволяют игроку выиграть игру без начала войны между другими империями. Победить невоенным способом в таких играх можно по уровню исследований, по дипломатии, по культуре и качеству экономики. В некоторых играх даже идет в счет скорость развития империи игрока – рассчитываются специальные баллы за уровень технологического оснащения, количество населения и уровень военной мощи. В совокупности все это позволяет игроку победить и возвысить свою империю над всеми союзниками.
Ответвления В статье Эмриха нет речи о том, что его выкладки являются основой для концепции жанра, и что “4X” должен оставаться неизменным до конца времен, но жанр так практически и не изменился с того времени, когда игровой бал правили Microprose. Да, был момент, когда “4X” стало синонимом любой стратегии, но в последнее время разработчики хорошо показали игровой общественности, какой должна быть настоящая “4X” игра. Именно “4X” произвели жанр «инди», в котором разработчики не боялись нарушить правила этого жанра – но в некоторых инди-играх появились элементы RPGигр, которые иногда проникали в составляющую “4X”. Жанр «стратегий» тоже достаточно сильно перекликается с “4X”, ведь в стратегиях встречается много элементов, описанных выше. Впрочем, все это – мнение только одного человека. Как вы думаете, что необходимо для создания полноценной “4X” игры? Какая грань должна быть проведена между жанром “4X” и другими стратегиями? Как бы вы классифицировали игры класса Crusaders Kings 2 или The Last Federation – шедевры, которые имеют много общего с традиционными “4X” но не вписываются в жанр? А как насчет новых элементов, которые появляются в “4X” играх, вроде квестов и случайных событий? Важны ли они для “4X”, или же просто уводят игрока от первоначальной идеи жанра?
Не стесняйтесь – выражайте свое мнение в нашем сообществе в комментариях, или обсуждайте эту тему на форуме! Источник: 4X игры
| |
Категория: Каталог Статей | Добавил: FSBGAMES (10.12.2014) | | |
Просмотров: 1855 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||